Андрей Сидорчик 0 1424

Конец эпохи Ту-134. Легендарный самолет выведен из эксплуатации

Свертывание производства Ту-134 в конце 1980-х означало, что на смену «Дерзким» должны прийти новые, более совершенные машины. Но смена не пришла.

Пассажирский самолет ТУ-134.
Пассажирский самолет ТУ-134. © / Владимир Иванов / РИА Новости

Легендарный советский самолет Ту-134 совершил свой последний пассажирский рейс. 20 мая авиалайнер осуществил перелет из Иркутска в якутский Мирный.

«На легендарном для советской авиации самолете отправились 70 пассажиров. Это воздушное судно было выпущено в 1980 году и эксплуатировалось почти 40 лет», — сообщила пресс-служба Иркутского аэропорта.

Самолет, принадлежавший авиакомпании «Алроса», был последним экземпляром Ту-134, осуществлявшим рейсы в России. Теперь борт RA-65693 займет место в музее истории авиации аэропорта Толмачево в Новосибирске.

Никита Сергеевич захотел советскую «Каравеллу»

К началу 1960-х годов основным ближнемагистральным лайнером гражданской авиации СССР был самолет Ил-14. Советское руководство поставило задачу заменить надежный, но устаревший и маловместительный поршневой Ил-14 более вместительной реактивной машиной. Решение задачи было поручено КБ Туполева. В 1960 году первый полет совершила модель Ту-124, представлявшая собой уменьшенную копию первого советского реактивного самолета Ту-104.

Ту-124.
Ту-124. Фото: Commons.wikimedia.org

Эксплуатация Ту-124 началась в 1962 году, однако тут в ситуацию вмешался советский лидер Никита Хрущев. Во время посещения Франции Никите Сергеевичу показали французский самолет «Каравелла». Французы всерьез надеялись на массовые продажи своего детища в СССР, поэтому постарались впечатлить Хрущева. Им это удалось, однако Хрущев отреагировал не так, как надеялись французские авиастроители. Вернувшись в Москву, глава государства отдал распоряжение сделать свою «Каравеллу», то есть самолет, внешне максимально похожий на французский.

В итоге советские конструкторы приступили к глубокой модернизации Ту-124. В частности, они перенесли два турбореактивных двухконтурных двигателя в хвостовую часть фюзеляжа. Сам фюзеляж удлинили, что позволило увеличить вместимость самолета, а оперение заменили на Т-образное.

В июле 1963 года в небо поднялись две опытные модели под наименованием Ту-124А. В 1966 году, когда начался серийный выпуск и ввод самолетов эксплуатацию, машине дали новое название — Ту-134.

«Дерзкий», он же «Свисток»

Первый коммерческий рейс Ту-134 состоялся по маршруту Москва — Адлер в сентябре 1967 года. Однако потом машину запустили на международные рейсы, и регулярно летать на отечественных линиях Ту-134 начали только летом 1969 года. Первыми были освоены маршруты Москва — Киев и Москва — Ленинград.

Сборка самолета Ту-134 на авиазаводе. 1967 г.
Сборка самолета Ту-134 на авиазаводе. 1967 г. Фото: РИА Новости/ Виктор Воронин

У Ту-134 много прозвищ. В кодировке НАТО он обозначен как «Дерзкий». Есть более грозное наименование, данное летчиками, — «Дьявол небес». В простонародье же Ту-134 называли «Свисток» — за характерный высокий звук двигателя. Самолет оказался чрезвычайно удачным. Интерес к Ту-134 проявили иностранные авиакомпании, которые охотно покупали советскую машину.

Массовый перевод гражданской авиации СССР на Ту-134 начался в 1972 году, после катастрофы Ан-10 над Харьковом. После того как было установлено, что причиной ЧП стали недостатки устаревшей конструкции, правительство выпустило директиву — в ускоренном порядке провести замену авиапарка. Под прием Ту-134 переоборудовали взлетно-посадочные полосы аэропортов. «Свисток» превращался в главную «рабочую лошадку» отечественной гражданской авиации. Производством Ту-134 занимался Харьковский авиационный завод, который в период до 1989 года выпустил 854 единицы различных модификаций как для гражданских, так и для военных нужд.

К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным. К началу 1990-х годов только на территории СССР Ту-134 перевезли свыше 500 миллионов пассажиров.

Пассажирский салон самолета Ту-134.
Пассажирский салон самолета Ту-134. Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин

Спор о надежности

О надежности самолета есть разные мнения. Отечественные летчики в один голос говорили, что «сто тридцать четвертый» — машина неприхотливая и безотказная. А вот агентство BusinessWeek поставило Ту-134 на 6-е место в списке самых опасных самолётов современности (1 авиакатастрофа на 1 087 600 часов полёта).

Всего за все годы эксплуатации в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 75 самолётов Ту-134. Около 30 раз их пытались угонять. Жертвами ЧП стали в общей сложности 1473 человека. При этом в большинстве случаев сами самолеты были исправны, и катастрофы происходили вовсе не из-за недостатков конструкции.

 

Смена не пришла

Но ничто не вечно под луной. Свертывание производства Ту-134 в конце 1980-х означало, что на смену «Дерзким» должны прийти новые, более совершенные машины.

Однако смена не пришла. Отечественный авиапром вступил в эпоху затяжного кризиса. Ту-134 продолжали обеспечивать авиаперевозки, постепенно уступая небо иностранным самолетам.

В 2002 году Ту-134 выдал «черную метку» Евросоюз — «Свисток» перестал отвечать новым нормам по уровню шума. Самолет доживал свой век на авиалиниях России и СНГ.

К 2009 году в строю оставались более 100 машин. Громкие заявления о полном прекращении эксплуатации Ту-134 к 2012 году, а затем к 2015 году, не оправдались. Заменить надежных «старичков» советской поры было попросту нечем. Но вот теперь, в 2019 году, эпоха Ту-134, продолжавшаяся более полувека, окончательно завершена.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Как будут расти цены на ЖКУ в следующем году?
  2. Чем симпатия отличается от эмпатии?
  3. Что делать, если любые попытки поговорить с мужем заканчиваются ссорой?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by