Василий Первунин 0 1552

Покупайте все, что есть. Что и как рекламировали в СССР?

Что и как продвигали советские рекламщики, когда автомобиль был несбыточной мечтой, а сосиски - деликатесом, - в материале «АиФ».

Продвигали не продукцию определенного завода, а продукт как таковой.
Продвигали не продукцию определенного завода, а продукт как таковой. © / Flickr.com

Это сегодня прилавки магазинов переполнены продуктами и товарами, а в эпоху дефицита трудно было достать не то что заграничные джинсы, но и самые элементарные товары повседневного спроса. Как ни странно, подобное положение дел ничуть не мешало существованию рекламы, даже телевизионной. Что и как продвигали советские рекламщики, когда автомобиль был несбыточной мечтой, а сосиски - деликатесом, - в материале «АиФ».

Автомобили и мопеды

Купить автомашину в Советском Союзе могли только избранные, да и те были вынуждены отстоять жуткую 5-летнюю очередь. Несмотря на это, советские рекламщики изо всех сил продвигали продукцию отечественного автопрома. В ход шли самые разнообразные приемы: плакаты, буклеты и красочные картинки с отполированными автомобилями, занимающие целые журнальные развороты.

Чаще всего рекламные плакаты с автомобилями появлялись в сети магазинов «Березка», гостиницах «Интурист» и внешторговских конторах. Ведь продукция советского автопрома предназначалась главным образом для зарубежного рынка и «выездных» соотечественников.

Рекламировали как недоступную обычному трудяге «Волгу», за которую требовалось заплатить около 50 средних зарплат, так и «Запорожец», за руль которого можно было сесть «всего» за 20.

С середины 70-х в СССР активно рекламировали двухколесную технику. В первую очередь - мопеды. Лидировали здесь красочные плакаты с одетыми совсем не по-советски девушками.

Техника

В СССР техника была дорогая. Черно-белые телевизоры начали появляться в каждом доме только в 70-х годах. Стиральные машины, домашние телефоны и радиоприемники - еще позже. Однако реклама подстегивала людей тратить сбережения не на отпуск, а на чудо техники.

Чаще всего борьба за покупателя происходила между двумя-тремя советскими производителями. В разные годы предлагались телевизоры «Юность-402», «МПО-ТЕМП», «КРЫМ-206», «Горизонт-107», радиоприемник «Турист-312», стиральная машина «Вятка-автомат». Рекламные постеры то и дело мелькали в журналах, на страницах календарей и на стенах магазинов.

«Чтоб здоровым быть, надо соки пить», - напевал в рекламном ролике известный советский исполнитель Вячеслав Малежик. А чтобы получить свежий продукт, в любом доме, по мнению создателей ролика, обязательно должна быть соковыжималка.

Особой популярностью пользовалась реклама миниатюрного кассетного магнитофона «Амфитон-МС». Главным его достоинством создатели ролика называли возможность подключения одновременно двух наушников.

Идеальную чистоту бритья советским мужчинам гарантировала электробритва с товарным знаком «Эхо». Например, модель «Харьков-61» привлекала покупателей бреющими ножами плавающей конструкции, а «Харьков-109» - подвижным ножом роторного типа.

В 1990 году, когда о кондиционерах ничего не было слышно, спасаться от жары в душном помещении предлагали с помощью вентиляторов. «Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский вентиляторный завод», - призывали создатели рекламного ролика.

Еда

В эпоху, когда выбор товаров не был так разнообразен, как сейчас, в рекламе в основном делался акцент не на продукцию определенного завода, а в принципе на вид продукта. Так, в 60-х годах вышел 2-минутный телевизионный ролик с рекламой кукурузы. «И салаты, и супы из маисовой крупы, а из сахарного сорта - каши, пудинги и торты, и закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир», - рассказывает закадровый голос о достоинствах кукурузы.

Фото: Flickr.com

Рекламировали плавленый сыр, сосиски, мороженое, консервированные плоды и ягоды, чай и даже хлеб. Предлагалось также покупать майонез. Создатели плаката уверяли, что это «прекрасная приправа ко всем холодным мясным, рыбным и овощным блюдам». Причем как преимущество товара выделялось и то, что банки из-под продукта принимались магазинами обратно.

Что еще?

Иногда в СССР рекламировали и те товары, которые сейчас могут показаться, по крайней мере, нелепыми. Например, полупроводниковый регулятор тока с сенсорным управлением, изоленту, резиновые галоши, электрические плитки и сковородки, надувные игрушки для детей. Рекламировали пульверизатор для цветов, автомобильный прицеп-палатку, который всегда можно возить с собой.

Пока советские женщины грезили о французских духах и помадах, телевизионная реклама советовала не витать в облаках, а довольствоваться тем, что есть. Выбор был небольшой: «Северное сияние», «Невская косметика», «Новая заря» и «Свобода».

Летать призывали самолетами «Аэрофлота», а Госбанк «уговаривал» граждан хранить деньги в сберегательной кассе, а не под подушкой. «В Сберкассе деньги накопила, путевку на курорт купила», - сообщал плакат с улыбающейся девушкой, стоящей на фоне морского побережья.

Под это дело снимались и целые короткометражки. Однако это не единственное, на что тратился рекламный бюджет. Например, на «Ленфильме» по заказу Госбанка сняли рекламный ролик для привлечения на поля сберкассы новой рабочей силы - девушек-операторов. Главную роль сыграла актриса Александра Яковлева.

Необычный для сегодняшнего времени ролик начинается со следующей экспозиции. На стульях в ряд сидят пятеро мужчин. Закадровый голос спрашивает у зрителей: «Как вы думаете, что объединяет этих мужчин?» - и тут же отвечает: «Качественная шерсть!». Оказывается, это реклама шерстяных мужских костюмов.

В еще одном забавном ролике печальная девушка не знает, что надеть. Ей на помощь приходят разноцветные стеклянные пуговицы, которые, по словам диктора, могут «обновить любую вещь». Пуговицы в кадре бросаются в пляс и выкладываются в форме цветов. Девушка счастлива. По такой рекламе молодые люди, не заставшие времена Советского Союза, могут получить вполне полноценное представление о быте и порядках того времени. Актеры в рекламе играют самозабвенно, а зрители сразу всему верят.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какой букет подойдет мужчине?
  2. «Мы живем нашей работой». Мнение дрессировщицы о запрете животных в цирках
  3. Как быстро выучить любой иностранный язык?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by