На этот раз Сергей Осипов вспоминает, как судьба забросила его в Персидский залив, причём на боевой корабль военно-морских сил США.
Сейчас в это трудно поверить, но 16 лет назад журналист из России мог запросто попасть на военный корабль ВМС США в зоне боевых действий.
«Запросто» — конечно, преувеличение. Согласование между американским посольством в Москве и Пентагоном шло полгода.
Но зимой 2002 г. я всё-таки вылетел в Бахрейн, островное государство в Персидском заливе, чтобы провести трое суток на борту одного из самых больших кораблей мира.
Авианосец «Джон Стеннис», бортовой номер CVN-74, находился тогда в зоне боевых действий, и его самолёты регулярно бомбили Афганистан. При первом взгляде корабль поразил воображение: как только вода держит эту махину?
Полное водоизмещение 102 000 т. Полётная палуба 333 на 78 метров (три футбольных поля в ряд), высота от киля до верхушки мачты 74 метра (24-этажный дом), численность экипажа 6200 человек!
Риск за штуку баксов
Той зимой в Персидском заливе воевали два авианосных соединения. «Теодор Рузвельт» находился на дневном дежурстве, а «Джон Стеннис» работал по ночам. Из-за этого всё на нём было перевёрнуто вверх ногами.
Рабочий день начинался в 7 вечера: личный состав просыпался, умывался, завтракал и шёл на службу. Вся палубная команда корабля имела совершенно раздолбайский вид: задрипанные водолазки с растянутым горлом, жилетки в масле. Зато на моих глазах эти ребята за 10 минут посадили 9 самолётов, причём пока последний ещё катился по палубе, в первый уже заливали новое топливо.
Как происходят полёты? Вот на старт выезжает истребитель-штурмовик F/A-18. Самая опасная работа у парня, что присел у передней стойки шасси. Именно он даёт команду на взлёт. Ему нужны не только умелые руки, но и быстрые ноги, чтобы вовремя отскочить в сторону, когда самолёт сорвётся с катапульты и со страшной скоростью уйдёт на взлёт. На это у него есть примерно 2 секунды. При этом убегать от разных типов самолётов тоже надо по разным маршрутам. Иначе попадёшь или под стойку шасси, или под реактивную струю, или засосёт в воздухозаборник двигателя.
И так по 14 часов в день без выходных за небольшие по американским понятиям деньги — 1200 долларов в месяц.
Офицеры получают в разы больше, но и им не позавидуешь. Вот на авианосец вернулись лётчики из эскадрильи «Блэк Найтс» («Чёрные рыцари»), бомбившие Афганистан. Выглядят — краше в гроб кладут. За тот день они намотали больше 3 тыс. км в обе стороны. На это ушло 8 часов и 6 дозаправок топливом в воздухе. Если бы сорвалась хоть одна, истребитель упал бы в море. И всё это, чтобы смешать с грязью сотню талибов и десяток верблюдов!
Мужики и бабы по-американски
В российском флоте такого до сих пор не увидишь, но в 2002‑м в экипаже «Стенниса» было более 400 женщин. В наши дни их доля на флоте стала ещё больше. Женщинам доверяют боевые самолёты и штурвал корабля стоимостью 3,5 млрд долларов. Не доверяют им другого: на сексуальные отношения в боевом походе наложен строжайший запрет.
«На берегу вы можете делать что угодно, но на борту секса нет!» — гласили правила внутреннего распорядка на авианосце. Даже если на корабле служат муж и жена, они не имеют права жить в одной каюте и даже числиться в одной боевой части.
Кубрики и душевые, естественно, строго разделены по половому признаку. Причём на двери женских присутствует табличка о запрете на вход для мужчин, а на мужских (дискриминация, однако!) про слабый пол не сказано ни слова.
Команда «Стенниса» съедала в сутки полторы тонны мяса, а одной только содовой воды выпивала по 3600 бутылочек. На завтрак там подавали: фрукты — дыню (невкусную, среднеазиатские лучше), яблоки, киви, апельсины. Ещё — пирожные, тосты, джемы, кукурузные хлопья и молоко, включая обезжиренное. Из напитков: горячий шоколад, 2-3 вида кофе, чай — и чёрный, и зелёный, соки — виноградный, апельсиновый и грейпфрутовый, кока-колу обычную и диетическую.
В общем, ассортимент шведского стола в трёхзвёздочной гостинице. На обед и ужин добавляется несколько мясных блюд на выбор, гарниры из бобов, кукурузы, картофельных чипсов, шпината или фасоли. Все блюда маркированы по полезности: зелёная этикетка (полезные), жёлтая (нейтральные), красная (вредные). Красные на всех линиях раздачи почему-то кончаются первыми.
Стандартная офицерская каюта, в которую меня поселили, вмещала две койки (верхняя и нижняя), умывальник, два шкафа, столько же железных кресел и письменных столиков. Телевизор на мощном кронштейне подвешен под потолком. Выше проходили толстые белые трубы охлаждения воды из второго контура ядерных реакторов.
У матросов условия и того скромнее — 8-10 двухъярусных коек, а кресел и столов не было вовсе. Телевизор (новости СNN, пара спортивных каналов и передачи корабельной телестудии) матросы могли посмотреть в зоне отдыха.
В 2002-м на «Джоне Стеннисе» имелись ударные самолёты двух типов — старые F-14 и новые F/A-18. Первые уже давно не служат в палубной авиации, а вторые до сих пор летают из Персидского залива на Сирию и Ирак. Например, с палубы упомянутого уже «Теодора Рузвельта». Сейчас он как раз там. А «Стеннис» проходит модернизацию на верфи в Штатах.
Сколько лет прошло, но я время от времени интересуюсь судьбой этого корабля.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть