Андрей Сидорчик 0 2128

«Мне не жаль прошедшего». История Ники Лауды, человека-легенды

Умер трехкратный чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1» Ники Лауда.

Ники Лауда.
Ники Лауда. © / Reuters

1976 год, автодром в немецком Нюрбурге принимает очередной Гран-при чемпионата мира в классе машин «Формула-1». Уже на втором круге одна из машин срывается с трассы, ударяется в ограждение, загорается и, самое страшное, вылетает обратно на трассу. В аварийную машину врезается еще один болид. Гонщик из первой машины, потерпевшей аварию, заблокирован и не может выбраться. На помощь ему спешат коллеги, которые останавливаются на трассе. Но время идет, освободить пилота не удается, он горит...

Наконец, общими усилиями его вытаскивают. В больнице пилот впадает в кому. Медики сокрушенно качают головами - серьезные ожоги, отравление токсичными продуктами горения. Шансов на то, что гонщик выживет, очень мало.

Фотография горящего Ferrari австрийского чемпиона Формулы-1 Ники Лауды после аварии 1 августа 1976 года в Нюрбургринге. Лауда избежал смерти в последнюю секунду, его вытащили из горящего крушения его соперники Формулы.
Фотография горящего Ferrari австрийского чемпиона Формулы-1 Ники Лауды после аварии 1 августа 1976 года в Нюрбургринге. Лауда избежал смерти в последнюю секунду, его вытащили из горящего авто его соперники. Фото: www.globallookpress.com

А пилот уже через шесть недель после аварии вновь выйдет на трассу. Вот только шрамы, оставшиеся от ожогов, всю последующую жизнь будет скрывать под красной кепкой.

Ники Лауда с ожогами на пресс-конференции в Зальцбурге 8 сентября 1976 года.
Ники Лауда с ожогами на пресс-конференции в Зальцбурге 8 сентября 1976 года. Фото: www.globallookpress.com

Ники Лауда — человек-легенда. Ту страшную аварию на Нюрбургринге потом много раз будут воспроизводить в кино, сделав ее символом смертельно риска, которому подвергаются автогонщики.

Сам Лауда никогда не зацикливался на том, что случилось в 1976-м. В интервью «Аргументам и Фактам» он говорил: «С воспоминаниями об аварии покончено давно. Если постоянно фиксироваться на этом, то просто сойдешь с ума и это будет уже не жизнь».

Кредит ради мечты

Андреас Николаус Лауда родился в богатой австрийской семье. Родственников увлечение Ники откровенно пугало, они считали его опасным и бессмысленным. Сделать карьеру в автогонках без серьезной финансовой поддержки трудно, а семья Лауды категорически отказалась ему помогать.

Тогда Ники взял большой кредит и ... купил себе место в гоночной команде класса «Формула-2». Это было очень самонадеянно, но Лауда верил в себя, и риск оправдался. Его заметили и пригласили в «Формулу-1».

Правда, все складывалось не слишком хорошо, результаты были низкими, и, чтобы продолжить участие в гонках, Лауде пришлось брать второй кредит. Ники оставалось либо стать звездой гонок, либо оказаться в долгах на всю оставшуюся жизнь.

Чемпион с холодной головой

Он сумел прорваться. В 1974 году великий Энцо Феррари предложил Лауде контракт «боевого» пилота в «Формуле-1». Теперь Ники мог отдавать долги.

В 1975 году он впервые стал чемпионом мира. В 1976-м боролся за титул, даже несмотря на страшную аварию. Но в заключительной гонке Лауда сошел с дистанции по собственной инициативе, заявив, что гоняться в сильнейший дождь слишком опасно. Австриец не хотел испытывать судьбу еще раз. А вот его главный соперник Джеймс Хан добрался до финиша и в итоге опередил Лауду всего на одно очко.

Эта история испортила отношения гонщика с «Феррари». Несмотря на то что в 1977 году Лауда снова стал чемпионом мира, из команды ему пришлось уйти.

Он провел еще два сезона в команде «Брэбем», не добился успехов и заявил об уходе из спорта.

Ники Лауда, 1978 г.
Ники Лауда, 1978 г. Фото: www.globallookpress.com

Небо, Олимпиада, лошадь

Лауда основал авиакомпанию, которую без ложной скромности назвал Lauda Air. Проект чартерных перевозок оказался весьма успешным. При этом хозяин компании и сам пилотировал самолеты.

В 1980 году произошел случай, который сделал Лауду особенно близким нашей стране.

Запад объявил бойкот Олимпиаде в Москве, но некоторые спортсмены в индивидуальном порядке пытались попасть на Игры. В Австрии было еще интереснее — страна Олимпиаду не бойкотировала, но бойкот поддержала местная федерация конного спорта, отказавшаяся организовать и оплачивать перевозку спортсменов и лошадей.

И тогда австрийская спортсменка Элизабет Тойрер обратилась к Лауде с просьбой доставить ее вместе с лошадью по кличке Мон-Шери в Москву.

«Лошадь загнали в один из самолетов моей компании — «Фоккер-27», зафиксировали ее в салоне, — рассказывал Лауда «Аргументам и Фактам» в начале 2000-х. — Это был веселый полет: всю дорогу она ржала и заглядывала в кабину мне через плечо — я сам сидел за штурвалом. А потом я переправлял ее обратно. Мне доводилось бывать в Москве и позже, и должен сказать, что за последние годы она особенно изменилась. В лучшую сторону».

К слову, в Москве Элизабет Тойрер и Мон-Шери стали олимпийскими чемпионками.

Ники Лауда.
Ники Лауда. Фото: www.globallookpress.com

«Когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно»

В 1982 году Ники Лауда решил вернуться в «Формулу-1». Он получил место в команде «Макларен» и после двух неудачных сезонов «выстрелил», выиграв чемпионат мира-1984.

Таким образом, австриец вошел в узкий круг избранных. Но в 1985 году, выступив неудачно, Лауда попрощался с гонками окончательно.

В начале 2000-х он продал Lauda Air, но практически сразу создал новую авиакомпанию, получившую название Niki. Обладая лицензией коммерческого пилота, Лауда сам выполнял рейсы, поясняя: «Быть штатным пилотом своей собственной компании — дело принципа. Ну и клиентов, конечно, привлекает».

«Ненавижу скуку. А когда все идет как по маслу — мне обязательно становится скучно. Зато чем сложнее ситуация, тем я себя чувствую лучше», — так объяснял свою мотивацию трехкратных чемпион мира в интервью «Аргументам и Фактам».

Кубки в обмен на помывку машины

Он комментировал «Формулу-1» по телевидению, выступал в качестве эксперта. Какое-то время он занимал пост спортивного директора в команде «Ягуар», но особых успехов не добился.

Лауда всегда был человеком честным, прямолинейным и ироничным по отношению к себе. После той страшной аварии он лишился половины уха. Когда на него смотрели с сочувствием, он с жаром начинал доказывать, что все стало только лучше — теперь пользоваться телефоном гораздо удобнее.

Выиграв в 1975 году Чемпионат мира, Лауда подарил все кубки за победы в Гран-при хозяину расположенного рядом с его домом гаража. Взамен он попросил бесплатно мыть его машину, и считал такую сделку вполне удачной.

«Я на обычных дорогах не гоняю»

Его стиль пилотирования сравнивали с компьютером, настолько четко он просчитывал свои действия на трассе. Он не лихачил и в обычной жизни: «Я, между прочим, на обычных дорогах не гоняю. Я просто не вижу резона лишаться прав из-за такой ерунды, поэтому езжу нормально. Хотя... Бывает, конечно, что и превышаю, но очень осторожно...Следует принимать в расчет и те вполне предсказуемые опасности, которые подстерегают тебя повсюду. Я, к примеру, не намерен умирать от включенного в сеть фена, упавшего в полную воды ванну, или врезавшись по пьянке в дерево. Сейчас я очень осмотрителен в этом отношении».

Ники Лауда.
Ники Лауда. Фото: www.globallookpress.com

«Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же»

Проблемы со здоровьем после той аварии 1976 года преследовали его. Он не обращал на них внимания и не позволял себя никому жалеть. В 1990-х ему пересадили почки. В 2018 году после серьезной инфекции он перенес пересадку легкого.

Лауда занимал пост неисполнительного директора команды «Мерседес», и все с нетерпением ждали, когда он снова появится на Гран-при в своей неизменной красной кепке.

Но 21 мая семья Лауды распространила информацию: «В тихой скорби сообщаем, что наш любимый Ники мирно почил в понедельник, 20 мая 2019 года, в кругу семьи».

В интервью «Аргументам и Фактам» Ники Лауда в свое время сказал: «Если бы я мог вернуться назад, то все равно сделал бы все так же, поскольку всегда был свободен в своих решениях. Все было правильно. Мне ни за что не стыдно и ничего прошедшего не жаль».

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Есть ли смысл отказываться от пенсии на период работы?
  2. Какую сумму на депозите имеет среднестатистический белорус?
  3. Могут ли оштрафовать за неправильное использование поворотников?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by