0 4120

Один на всех. Настоящая жизнь Олега Табакова

В Москве на 83-м году жизни скончался актер и режиссер, народный артист СССР Олег Табаков.

Даже на девятом десятке Олег Табаков был полон энергии. Руководил сразу двумя театрами — МХТ им. Чехова и созданной им «Табакеркой», преподавал, был членом всевозможных коллегий, собраний, совещаний и наградных комиссий. Но главное — он оставался актёром. Больше 60 лет Табаков выходил на сцену: «Три поколения зрителей сменилось... Даже мне трудно это представить и осмыслить», — говорил народный артист.

О том, что стояло за успехом Табакова, сыгравшего в более чем 100 фильмах и почти 100 театральных постановках, рассказывает АиФ.

Игра со смертью

В своей книге «Моя настоящая жизнь» Табаков вспоминал, что трижды в своей жизни оказывался на волосок от смерти. Впервые он чуть не погиб в конце 1940-х годов, когда ехал по родному Саратову на подножке трамвая. Его нога соскользнула вниз, под колёса, но в тот же миг рука неизвестного майора затащила мальчика обратно в трамвай. Следующий раз смерть была в шаге от Табакова, когда в 29 лет он оказался в больнице с инфарктом. Тогда ему удалось поправиться, зато его сосед по палате больше суток пролежал мёртвым рядом с напуганным актёром.

В последний раз Табаков всерьёз думал о смерти в конце 1990-х, когда летел в Вену ставить спектакль «Крыша». По дороге у самолёта Ту-154 загорелся двигатель, и борт был вынужден совершить аварийную посадку в Варшаве.

Однако был ещё один случай, о котором сам мастер предпочитал не вспоминать. Его мама, будучи на 5 курсе медицинского факультета, пока не планировала заводить детей и пыталась сделать аборт. Тем не менее, мальчик выжил и всю жизнь считал бойкость и развитый инстинкт самосохранения своими врождёнными качествами.

Пресловутый инстинкт самосохранения спасал Табакову жизнь и в годы войны. Его отец, врач, сразу ушёл на фронт, а большая семья с 6-летним Олегом осталась в Саратове. К счастью, они не слышали ни свиста снарядов, ни пулемётных очередей, зато в полной мере испытали, что такое голод. Возможно, поэтому даже в последние годы Табаков очень любил поесть, а всякого рода совещания предпочитал начинать с угощения всех присутствующих чем-нибудь вкусным.

Мастер перевоплощений

Табаков был не из тех, кто пришёл в театральный вуз «за компанию». Он долго не раздумывал о будущей карьере: в детстве дважды сходил на занятия в боксёрскую секцию, где ему в кровь разбили нос, и решил остановиться на профессии актёра. «Папа, конечно, не был рад, что его сын стал артистом», — часто вспоминал Табаков, но другие члены семьи поддержали выбор юноши, который поехал поступать в столицу.

Харизматичного провинциального парня приняли сразу в два вуза, но он выбрал Школу-студию МХАТ. Однако нельзя сказать, что будущий худрук театров на первых курсах был образцовым студентом, скорее, он учился по завету классика: «Чему-нибудь и как-нибудь». Юноша стал «раскрываться» лишь к третьему курсу, тогда же его пригласили играть Сашу Комелева в кинофильме «Тугой узел». Актёр рассказывал, что заветную телеграмму об утверждении на роль, которая «вызвала в лагере родственников и знакомых лёгкое землетрясение баллов в шесть...», он сохранил как память. А уже к последнему курсу Табаков понимал, что не останется без работы — его стали называть мастером перевоплощений.

Табаков никогда не претендовал на героические образы. Не хотел играть Гамлета, но мечтал о роли вельможи Полония. Режиссёр Марк Захаров о своей работе с Табаковым в фильме «12 стульев» вспоминал: «В одном из эпизодов его герой должен был пролить слезу. И тут Олег Павлович спрашивает меня: „Из какого глаза должна пойти слеза?“ Я решил, что это шутка и, не задумываясь, ответил: „Из правого“. Каково же было мое изумление, когда в нужный момент слеза у Табакова пошла именно из правого глаза! Это высший актерский пилотаж, утонченная внутренняя техника и виртуозное владение собственной психикой».

Далее были Илья Ильич Обломов, Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны», король Людовик из «Трёх мушкетеров», бармен Гарри из «Человека с бульвара Капуцинов». Артист перевоплощался даже в животных: его голосом заговорил жуликоватый кот Матроскин из «Простоквашино», интонации которого полюбила вся страна.

Известность к Табакову пришла довольно рано, но до конца своих дней народный артист так и не привык к овациям, которые начинались, едва он выходил к зрителям. «Каждый раз после этого стою и думаю: эх, что же надо сотворить сегодня на сцене такое, чем удивить, чтобы оправдать этот невероятный аванс зрительского доверия...», — скромничал актёр.

«Ни о чём не жалею»

Когда Олегу исполнилось 13 лет, из семьи ушёл отец. Табаков позже вспоминал: «Осознание того, что у меня больше нет отца, причиняло ни с чем не сравнимую физическую боль», — и вряд ли хотел, чтобы его дети оказались в подобной ситуации. Однако сердцу не прикажешь: в юности Табаков слыл ловеласом. «Мы прожили тридцать лет и три года, почти по стихотворному пушкинскому эпосу, — говорил о своём браке с актрисой Людмилой Крыловой Табаков. — Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой... Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно».

В 60 лет Табаков женился во второй раз. Избранницей стала его бывшая студентка, 30-летняя Марина Зудина. За спиной у пары шептались, что молодая красавица быстро надоест солидному артисту, однако тот даже не думал расходиться с супругой. «Человек полноценно живёт до тех пор, пока он способен дарить новую жизнь, любить женщин. А когда ты не можешь уже любить женщину, надо начинать любить природу, землю...», — шутил народный артист, а в 71 год всерьёз начал новую жизнь, подарив себе и Марине девочку по имени Мария.

Ещё одной своей семьёй Табаков считал труппу театра-студии под собственным руководством. Артисту было 40 лет, когда он начал воплощать мечту — создавать свой театр. Недаром Табакова всегда называли «танком, бронетранспортёром» — прошло всего несколько лет, и студия в подвале превратилась в легендарный московский театр «Табакерка».

До последнего Табаков оптимистично смотрел в будущее и продолжал строить грандиозные планы: «На это у меня есть право, — замечал народный артист. — Всё-таки я и при советской власти жил, жил при безвластии Горбачёва, потом в новом обществе капитализма с нечеловеческим лицом. Единственное, мне очень обидно, что последние 20 лет мы практически потеряли в плане поиска талантов. Они, таланты, есть, но всё это время мы ищем и находим их, что называется, в „ручном режиме“, поштучно». А на вопрос, жалеет ли он о чём-нибудь в своей жизни, уверенно отвечал: «Нет. Говорите, что так не бывает, а я вам скажу: бывает, ещё как бывает».

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как быть, если стал свидетелем или виновником начинающегося пожара в лесу?
  2. Можно ли ездить за границу не по паспорту, а по ID-карте?
  3. Что гражданам нельзя продавать на рынке?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by