Игорь Карев 0 2100

Песни другие, женщина та же. К юбилею «фильма-бенефиса» Аллы Пугачевой

40 лет назад, 2 марта 1979 года, состоялась премьера музыкального фильма «Женщина, которая поет», главную роль в котором сыграла певица Алла Пугачева.

Алла Пугачева в фильме «Женщина, которая поет».
Алла Пугачева в фильме «Женщина, которая поет». © / Кадр из фильма

В СССР как-то не было принято снимать кинобенефисы известных певиц. То ли потому, что не было музыкального бизнеса в том смысле, который в это понятие вкладывали на Западе, то ли по каким другим причинам. Вот актриса, которая сыграла в музыкальном фильме, могла потом стать популярной певицей, особенно если у нее был талант: Людмила Гурченко тому пример. Поэтому фильм «Женщина, которая поет» стал своего рода пионером жанра. Правда, ни одному из последователей достичь популярности этой картины так и не удалось.

Зачем Пугачевой фильм?

С позиций сегодняшнего дня кажется, что Алла Пугачева была всегда и всегда была безумно популярна. Это, разумеется, не так. Она начинала гастролировать еще в середине шестидесятых, когда была студенткой музыкального училища, несколько лет выступала по разным городам и весям Советского Союза и пела в прямом эфире детской передачи «Будильник». Правда, у нее уже были и достижения, позволившие будущей примадонне выделиться из множества исполнителей того времени: с песнями начинающего композитора Владимира Шаинского она выиграла конкурс на Всесоюзном радио, да и попадание на телевидение тогда дорогого стоило.

Но подлинная известность пришла к ней после двух побед в международных конкурсах песни: в 1975 — на «Золотом Орфее» в Болгарии, где она пела песню «Арлекино», и в 1976 — в польском Сопоте. Дальше — больше: в том же 1976 году Пугачева выступала в итоговом концерте «Песня года» (честь по меркам СССР небывалая) и вела новогодний «Голубой огонек» (это было даже круче «Песни года»). В общем, когда певица и сценарист и писатель Анатолий Степанов сочинили сценарий, в котором были использованы некоторые детали биографии самой Пугачевой, на киностудии «Мосфильм» его довольно оперативно взяли в работу.

Фото: Кадр из фильма

Через тернии

Хотя на «Мосфильме» понимали, что фильм с Аллой Пугачевой в главной роли и с ее песнями за кадром — стопроцентный хит, легкой судьбы у картины не случилось. Режиссером стал Александр Орлов, с которым певица уже работала: она исполняла песни для его фильмов «Удивительный мальчик» (музыкальный приключенческий фильм с коварными богачами, безумными учеными и роботами, похожими на детей) и для музыкальной сказки «Стоянка поезда — две минуты».

Орлов вспоминал, что внимание к еще не снятому фильму привлекла сама Пугачева: она дала интервью, в котором в числе прочего рассказала и о кинопроекте со своим участием. Эта новость произвела на ответственных за идеологию товарищей настоящий шок: какая-то певица собирается чуть ли не сама делать фильм о себе! Да еще взяв за основу сценария собственную биографию! В общем, для партийных бонз ситуация выглядела подлинным сумасшествием, хотя Пугачева до этого фильма не только сотрудничала с Орловым, но и, например, исполняла песни в «Иронии судьбы» Рязанова. Она, кстати, приходила на пробы и в фэнтезийный мюзикл «31 июня», но не прошла, что, учитывая судьбу этой картины, можно было посчитать хорошим знаком.

После выхода интервью Пугачеву пытались отстранить от участия в фильме, который тогда носил рабочее название «Третья любовь». Впрочем, переговоры с уже знаменитыми певицами — по слухам, главную роль предлагали Людмиле Гурченко, Эдите Пьехе и Софии Ротару — закончились неудачно. И главной соперницей Пугачевой оказалась малоизвестная певица Валентина Игнатьева.

Фото: Кадр из фильма

Две певицы

Игнатьева и Пугачева были ровесницами, обе родились в 1949 году. Но в отличие от Пугачевой, которая целенаправленно добивалась успеха именно на эстраде, Игнатьева, начинавшая в оркестре Утесова, после недолгих мытарств ушла в Экспериментальный театр-студию Геннадия Юденича. По некоторым данным, до «Женщины, которая поет» певицы уже пересекались: по воспоминаниям Игнатьевой, ее приглашали записать песни для «Иронии…», но она отказалась из-за занятости в театре.

Для «Женщины…» Игнатьева сделала расширенные пробы: сыграла одну из сцен и записала несколько песен. Но и Пугачева просто так сдаваться не собиралась: она потребовала сделать подобные пробы и с ней в главной роли. Окончательное решение принял директор киностудии «Мосфильм» Николай Трофимов: Игнатьеву взяли на заметку, а роль в фильме досталась Пугачевой.

Впрочем, вся эта история известна со слов самой Игнатьевой, официально же ничего подобного не происходило. Валентина Игнатьева в семидесятые и начале восьмидесятых исполнила несколько песен для кинофильмов, снялась в небольшой роли в «Бархатном сезоне» и «Мнимом больном», завоевала призы на вокальных конкурсах, а также преподавала в различных вузах. Соперницей Пугачевой она так и не стала.

Фото: Кадр из фильма

О чем этот фильм?

Сюжет фильма «Женщина, которая поет» весьма прост. Начинающая певица Алла Стрельцова (наивная аллюзия на Пугачеву) ищет для себя особенную песню, которая сделает ее звездой. Она сталкивается с непониманием коллег, и даже муж не поддерживает ее, поэтому они расстаются. Стрельцова рожает дочь, возвращается на сцену, а потом случается чудо. Она встречает поэта Андрея (Николай Волков), который является автором стихотворения «Той женщине, которую люблю». Эти стихи произвели на Стрельцову впечатление, и она хочет сделать из них песню. Андрей поначалу отказывается, но потом соглашается — и получается композиция «Женщина, которая поет», с которой певица побеждает на эстрадном конкурсе. Правда, ее отношения с Андреем не сложились, но она теперь женщина, которая поет.

Орлов признавал, что картина не оказала какого-то заметного влияния на развитие советского кинематографа, и не видел в ней особых достижений и открытий.

«От нашей простой мелодраматичной картины, под завязку напичканной песнями, трудно было ждать подлинного высокохудожественного откровения. В „Женщине...“ все вертелось вокруг Аллы. Но то, что она прекрасная актриса, не вызывает сомнения», — говорил Орлов.

Фото: Кадр из фильма

Что получилось?

«В общем, картину мы сдавали раза три», — грустно констатировал Орлов много лет спустя.

Но на «Мосфильме» понимали кассовый потенциал этого мюзикла, в котором сюжет служил лишь перебивкой между песнями самой Пугачевой. После запуска картины в производство прошло почти два года, и слава певицы только упрочилась. В начале марта 1979 года состоялась премьера, а потом «Женщина, которая поет» вышла в прокат. И с какой-то небрежной легкостью стала лидером того года по количеству зрителей: фильм посмотрели почти 55 млн человек.

Позади остались такие несомненные хиты, как итальянские комедии «Синьор Робинзон» (52 млн зрителей) и «Блеф» (44 млн), японский фильм ужасов «Легенда о динозавре» (49 млн). Второе место среди советских фильмов заняла молодежная комедия Владимира Рогового «Баламут» (39 млн).

Фото: Кадр из фильма

Федор Раззаков в книге «Гибель советского кино. Тайна закулисной войны» пишет, что «Женщина…» стала первым фильмом в советской истории, вокруг которого бушевали нешуточные страсти, и именно из-за ажиотажа картина оказалась лидером. «Личность самой Аллы Пугачевой вот уже почти четыре года вызывала к себе повышенный интерес публики, и во многом этот интерес подогревался разного рода скандалами, которые либо сама певица, либо ее окружение намеренно вбрасывали в общество. По сути, это был западный (коммерческий) тип раскрутки артиста — с помощью скандалов», — указывает Раззаков.

Журнал «Советский экран» даже опубликовал подборки писем, в которых фильм одобрялся. Но были и такие письма, авторы которых жестко критиковали картину: «Дорогой товарищ режиссер, неужто вы всерьез полагаете, что кого-то может интересовать жизненный путь посредственной певицы Аллы Пугачевой?»

Но в целом фильм только сделал Пугачеву популярнее.

«Мы выпустили джинна из бутылки. До этого я бывал на ее концертах, случались фрагментарные появления на телевидении, но до выхода картины Пугачева была эдакой подбитой уткой. Многие из тех, кто относился к Алле с подозрением и недоверием, после фильма стали хвалить ее, восторгаться», — рассказывал Орлов.

При этом к самой картине режиссер относился со скепсисом.

«Положа руку на сердце, „Женщина, которая поет“ — своеобразный парад глупости и пошлости. Но, заметьте, именно это больше всего и нравится людям», — заключал он.​

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как оплатить колобайк?
  2. Что делать, если после укуса пчелы сильно распухла нога?
  3. Правда ли, что в Польше понизили пенсионный возраст и увеличили пенсии?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by