0 1244

Вера Васильева: «Всё, о чём мечтала, сошлось»

Народная артистка СССР, легенда Театра сатиры Вера Кузьминична Васильева рассказала «АиФ» о любви, дочери, которая у неё появилась, и знаменитых современниках.

Народная артистка СССР Вера Васильева в роли Ирмы Гарленд в сцене из спектакля режиссера Андрея Житинкина «Роковое влечение» в Театре Сатиры. 2015 г.
Народная артистка СССР Вера Васильева в роли Ирмы Гарленд в сцене из спектакля режиссера Андрея Житинкина «Роковое влечение» в Театре Сатиры. 2015 г. © / Евгений Биятов / РИА Новости

Колбаса - как праздник

- В Москве мы жили в коммуналке в комнате, которую разгородили фанерой: выделили родительский закуток, где спали мама с папой, в другом закутке мы обедали. У меня две сестры - старше на 10 и на 8 лет. А потом родился ещё маленький братишка. Папа трудился на заводе шофёром, а на маме были дом и мы, дети. Жили бедненько, но весело, дружно. Были рады любому пустяку. Бутерброд с сыром или колбасой - большой праздник. А так - картошка, капуста. Мама была женщина активная, деятельная. А папа - очень тихий, романтичный, чувствительный. Помню, читал Толстого, потом очки снимал, плакал и говорил: «Как же хорошо написано». Мне многое передалось от него - терпеливость, покладистость. А от мамы - целеустремлённость: как захочу, так и сделаю. Например, я решила: если не буду артисткой, то не буду жить. Будучи подростком, решила покончить жизнь самоубийст­вом. Взяла бритву и здесь вот (показывает на руке) стала нажимать. Видите, даже сохранились шрамчики беленькие на коже. Было больно, но кровь шла не очень сильно, потому что глубоко надрезать не получилось - лезвие было тупым. Потом осознала: «Придёт мама, попадёт мне за это». Завязала ранку, закрыла её рукавом кофточки, и никто ничего не заметил.

Почему хотела уйти? Во-первых, у нас водились мыши, которых я очень боялась. А потом я Чарскую читала много, Лукашевич - у них героини умные, красивые, с тонкой талией, учатся хорошо. Красота, шедшая от книг, была для меня очень желанной. А жить некрасиво, как я жила... Лучше вообще не жить.

Увидел и влюбился

Спектакль «Свадьба с приданым», ставший для меня судьбоносным, поставил в Театре сатиры режиссёр Борис Равенских. Успех был огромный, спектакль мы дали более 900 раз, его отметили Сталинской премией. Но широкой публике больше известен снятый по нему фильм «Свадьба с приданым».   

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских.
Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских. Фото: РИА Новости/ И. Зотин

В спектакле моего жениха Максима играл Лёша Егоров. Но вот в театр пришёл актёр Владимир Ушаков, и ему отдали эту роль. Володя позже рассказывал: когда посмотрел этот спектакль, то влюбился в меня сразу. Он относился ко мне с очень большой нежностью. Но я была очень недоступная, закрытая. Когда Володе надо было меня по сюжету прижать, я, наоборот, отодвигалась. У меня было своё понятие чистоты: обниматься - только с тем, кого любишь. А я была влюблена, как и все в нашем театре, в режиссёра Бориса Ивановича Равенских - безумно обаятельного человека, остроумного, невероятно талантливого, который умел так красиво говорить о любви, чистоте человеческой, взаимоотношениях. Это достаточно сильное чувство длилось 5 или 6 лет. 

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год
Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год.

Я очень расстраивалась, когда Борис Иванович ругал меня за какую-то сцену. Бывало, он на меня прикрикнет, я заплачу. Володя говорил: «Верочка, ты должна выйти замуж за меня. Вот как мы на сцене женились, так чтобы и в жизни было». Поняв, что будущее с любимым человеком не сложится, я дала согласие стать женой любящего меня многие годы человека. Володя очень много делал, чтобы мне было хорошо. Знал, что моя душа не с ним, но знал и то, что я человек верный, чистый, ничего дурного не сделаю. Ревновать ему меня не к кому было - я ни в кого не влюблялась и к Володе относилась очень ласково. Прожили мы с ним 56 лет идеально. Володя понимал мою любовь к профессии и делал всё, чтобы я состоялась как актриса. Все домашние заботы были на нём.  

«Конечно завидую»

Володя сидел в одной актёрской уборной с Андрюшей Мироновым, поэтому Андрей к нам запросто приходил и мы к нему приезжали в гости. Андрюша был мальчишистый, любил поболтать, красиво преподнести историю: увидел девушку и бежал за ней один квартал, другой квартал. А через неделю даже не вспомнит, как её зовут. Иногда я Володе в шутку говорила: «Ушечка, как ты, наверное, завидуешь, что твой божественный друг всё время в кого-то влюблён, у него романы». Муж отвечал: «Ну конечно завидую». Иногда мы ездили на дачу к родителям Андрюши. Он там отольёт наливочки, а вместо неё зальёт водичку, чтобы бутылка была как будто бы нетронутая. Миллион приключений шёл от двух талантов - Андрюши и Шуры Ширвиндта. Володя всегда радовался за успех других, он никогда никому не завидовал - он только умел восхищаться. Андрюша как-то сказал: «Самый большой подарок, который я могу вам сделать, - это познакомить с моими родителями». Мы потом в гости приходили к Александру Менакеру и Марии Мироновой. 

Вера Васильева и Михаил Ширвиндт. Сцена из спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро». 1981 г.
Вера Васильева и Михаил Ширвиндт. Сцена из спектакля «Безумный день или женитьба Фигаро». 1981 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Арутюнов

Андрей Миронов ушёл из жизни, когда мы были в Риге на гастролях. В тот день Володя плакал в голос: «А-а-а, Андрюша!» 

Как у меня появилась дочка? Однажды я получила письмо с хорошими стихами от незнакомой девочки и подумала: как она чувствительно написала про спектакль. А потом несла мужу в больницу супчик - Володя очень болел последние 15 лет перед смертью. Зарплата у нас небольшая, на такси я не ездила, а больница была далековато. И вдруг девушка с милым лицом предложила помочь. Выяснилось: то письмо написала она. Так постепенно Даша во­шла в мою жизнь. Благодаря ей я чувствую себя защищённой. У меня и внучка есть - Дашина дочка. Обожаю эту девочку!

В Театре сатиры я служу 70 лет. Долгие годы нашим худруком был Валентин Плучек. Мои удачи того времени очень дороги мне: Графиня в «Фигаро», Анна Андреевна в «Ревизоре», «Дамоклов меч» Назыма Хикмета, «Пролитая чаша» - о китайской Джульетте. 

Последний период жизни у нас проходит с Александром Ширвиндтом, которого коллектив единогласно избрал руководителем после ухода по болезни Валентина Николаевича. К моему 90-летию Ширвиндт сказал: «Верочка, есть пьеса, прочти. Принёс Житинкин «Роковое влечение». Я прочла и ахнула! Пьеса сделана по сюжету знаменитого американского фильма «Бульвар Сансет». Это рассказ о забытой всеми кино­звезде. В основе роли собраны все знания об актёрской профессии и нашей женской доле в этой профессии. Роль даёт возможность быть смешной, трогательной, наивной, взбалмошной и трагической. Всё, о чём я мечтала в молодости, сошлось в этом образе. Обычно старость соединяется с моментом грусти. Я же испытываю огромную благодарность к людям, с которыми меня свели жизнь и театр. А зрителям я всегда хочу сказать спасибо - они продлевают мне жизнь.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Как контролировать активного ребенка?
  2. Как избавиться от отеков и восстановить форму после длительных праздников?
  3. Остается ли семья многодетной, когда старшему ребенку исполнится 18 лет?

Бизнес-форум

REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by