Инна Валевская 0 728

Владимир Максимков: «Нам надо понять, какое кино создавать»

Основатель конкурса малобюджетного альтернативного кино «Киноварка» о белорусском кинематографе.

«Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту».
«Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту». © / АиФ

Споры о том, каким должно быть белорусское кино, чтобы заинтересовать как внутреннего, так и зарубежного зрителя, то затухают, то разгораются с новой силой.

Все точки зрения имеют право на существование, как и та, которой с «АиФ» поделился продюсер, режиссер Владимир МАКСИМКОВ - основатель конкурса малобюджетного альтернативного кино «Киноварка». Для многих молодых белорусских режиссеров площадка кинофорума, который, к сожалению, уже не проводится, стала первой пробой пера и, смеем надеяться, дала возможность поверить в свои силы, чтобы дальше заниматься любимым делом. Сегодня Владимир в основном занимается продюсированием телевизионных и интернет-проектов.

- Владимир, часто приходится слышать мнение, что белорусские кинематографисты не могут занять свою нишу, а грешат созданием вторичного продукта, пытаются копировать то, что уже было создано, и неоднократно.

- Действительно, что нам делать: продолжать снимать военное кино, на котором мы набили руку? Или пытаться «лепить» блокбастеры? Мое мнение как продюсера: нет смысла пытаться производить блокбастеры и прочие дорогие коммерческие фильмы, поскольку конкурировать на этом поле мы не в силах. Нам не удивить таким продуктом зрителей ни на внутреннем рынке, ни тем более на внешнем. От индустрии мирового коммерческого кино мы сильно отстали не только технологически, но - главное - образом мышления. Поймите, коммерческое кино - это серьёзнейший бизнес, включающий в себя маркетинг, развитую систему продюсирования, финансовые институты, современные бизнес-схемы и систему продаж, рекламу и пиар, изучение аудитории, социологические и психофизические исследования, новейшие технологические и научные разработки, сложнейшее производство, профессиональную подготовку кадров, опыт и традиции, в конце концов.

В чем же выход для нас? Искать свои ниши. Для своего внутреннего рынка - это одна история. Для рынка внешнего - совсем другая: чем мы можем быть интересны миру? А для этого нужно провести серьезное маркетинговое исследование и широкую дискуссию творческих и административных сил с приглашением иностранных экспертов - это важный нюанс. Любые собственные внутренние обсуждения у нас заканчиваются выяснениями отношений: кто у кого «утянул» бюджет. А нам нужно понять, какое кино снимать. Было бы полезно разобраться, кому, например, выделять финансовую помощь государства, кому необходимо обеспечить преференции, кому, допустим, выделить дополнительные средства для «раскрутки» и продвижения уже созданной продукции. А кому - просто не мешать. И очень важно посчитать и экономически обосновать, какие средства стоит выделять на создание фильмов. Неплохо бы изучить опыт соседних стран. К примеру, в Литве, Латвии есть интересные разработки программ поддержки кинематографа: налоговые льготы, компенсации затрат на кинопроизводство, привлечение зарубежных продюсеров и инвестиций, поведение кинорынков, включающих встречи между локальными и иностранными экспертами. Снимается десяток-полтора по мировым меркам малобюджетных фильмов, которые могут окупиться в прокате внутри страны. Совершенно непонятно: зачем белорусам вкладывать в кинофильмы миллионы долларов, которые никогда не будут «отбиты» в прокате? На мой взгляд, это необоснованная трата бюджетных средств. С другой стороны, создатели коммерческого кино вольны привлекать столько спонсорских денег, сколько считают нужным и сколько смогут. Главное, что при этом они не заглядывают в кошелек налогоплательщиков.

Догнать и обогнать?

- Еще одна больная тема: каким все-таки должно быть национальное белорусское кино?

- Почему-то считается, что если в кадре все будут ходить в вышиванках, сеять рожь и любоваться зубрами - это будет белорусское национальное кино… Национальное кино - это не атрибуты, а философия, свой взгляд на мир. Когда мы сможем показать миру, как смотрим на жизнь, как по-своему отвечаем на общечеловеческие вопросы, найдем художественные приемы, чтобы это передать, то станем интересны другим.

- Сейчас российские кинематографисты всячески пытаются удивить мир своим взглядом…

- Но, к сожалению, это не свой взгляд, а попытка «догнать и обогнать Америку». Мне кажется, что слова «почти как в Голливуде» - это приговор творческому продукту. Он обречён быть бледной копией. Этот путь тупиковый: большинство недавно снятых коммерческих фильмов не могут похвастать успешным прокатом. Ни широко разрекламированный «Викинг», ни «Время первых». Почему-то нет отзвука в сердцах зрителей. Кроме того, давайте помнить, что кино - это ещё и способ продвижения страны в мире.

Ждали своего часа

- Признайтесь, а что может сказать миру фильм «Каин» режиссера Максима Носова, снимать который помогала ваша компания?

- Этот фильм был закончен пять лет назад, а снимался почти девять лет: фактически мы стали одними из первых создателей независимого белорусского кино, на которое не было потрачено ни копейки государственных средств. А началось с того, что в нашу компанию пришел талантливый режиссер Максим Носов и рассказал о своей мечте снять кино по библейским мотивам. И его энергия, трудоспособность и терпение в сочетании с нашей помощью и бескорыстным участием в проекте множества талантливых людей привели к результату. «Каин» предлагает личностный взгляд на мир, который может быть интересен, надеюсь, не только зрителям Беларуси. О чем этот взгляд? О вечном. «Каин» - это авторское прочтение известных библейских сюжетов: первого убийства в истории человечества, совершенного Каином, и притчи о блудном сыне и его возвращении. «Каин» раскрывает не только извечную тему покаяния: в многообразии и бесконечности человеческих историй фильм становится сагой о смысле жизни.

- Интересно, почему вы, как продюсер, который изначально должен считать деньги и во всем искать выгоду, помогали проекту, который вряд ли будет иметь коммерческий успех?

- По моему убеждению, нужно поддерживать некоммерческое искусство, которое не очень популярно и заведомо не может быть выгодно продано. Это вопрос нашей культуры, нашей истории, воспитания, развития. Сейчас, когда в обществе то и дело возникают дискуссии о самоидентичности, о национальном самосознании, о путях развития своего кинематографа, о нашем месте в мировом сообществе, мы решили, что можем показать этот фильм. И использовать показ как повод для дискуссии: камо грядеши, национальное кино? Куда идти, как развиваться, о чём говорить миру? Хотя надо понимать, что путь этот будет долгим: кино - отражение мировоззрения, а мы в Беларуси пока ещё сами о себе, своей истории и своем месте в мире далеко не всё поняли и даже между собой никак не можем договориться…

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какой букет подойдет мужчине?
  2. «Мы живем нашей работой». Мнение дрессировщицы о запрете животных в цирках
  3. Как быстро выучить любой иностранный язык?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by