Сергей Милюхин 0 3508

Пигмеи Конго. «Вокруг света вместе с «АиФ»

Статья из газеты: 12/01/2016

«Люди размером с кулак» - так можно перевести на русский язык слово «пигмей». Но сегодня найти тех пигмеев, о которых писал Сэмюэль Вернер, практически невозможно. Но ведущий рубрики «Вокруг света вместе с «АиФ» Сергей Милюхин решил попытаться.

В поисках современных пигмеев

Дождь шел с самого утра. Нехолодный, без ветра, он не был особо неприятным.

Несмотря на ненастье, мы ехали к пигмеям - «людям размером с кулак» (так можно перевести слово «пигмей»).

mil4Никто из нас и не рассчитывал, что увидит племя аутентичных пигмеев, которые живут в лесу и слывут искусными охотниками. Те времена, о которых писал известный американский исследователь Африки Сэмюэль Вернер, видимо, давно канули в Лету. Хотя поговаривают, что где-то в Центральной Африканской Республике и на востоке Камеруна лесных людей еще можно отыскать.  Вот на них, пусть и в изменившихся условиях жизни, очень хотелось посмотреть.

Дождь не прекращался. Грязные серые улицы небольших поселков, мимо  которых мы проезжали, представляли собой невеселое зрелище. Местные жители в пестрых и грязных одеждах прятались под зонтами или пережидали дождь в придорожных постройках.

Я думал о пигмеях. Нет ничего удивительного в том, что они сейчас вышли из леса и живут в небольших деревнях, строя свои дома, как правило,  рядом с другими африканскими племенами. Они пытаются обучиться ремеслу других народов, чтобы как-то выжить в современном мире.

Нельзя не вспомнить о Дарвине

Несколько десятилетий назад – в истории срок небольшой – в этих краях в условиях абсолютной вседозволенности властьимущих практически все леса были безжалостно вырублены. Естественно, исчезли и лесные звери. Немногочисленные племена пигмеев-охотников оказались на грани вымирания. Вот тогда-то некоторые из них и начали обустраиваться рядом с мелкими африканскими поселками, пытаясь изменить привычный образ жизни.

Я вспомнил прочитанную где-то историю почти столетней давности о пигмее Ота Бенге, вывезенном из Конго в 1904 году Вернером и подаренном директору зоопарка в Бронксе. На протяжении нескольких лет этот маленький человек жил в клетке с попугаем и орангутангом.

Табличка у его вольера гласила: «Ота Бенге, африканский пигмей. Возраст: 23 года. Рост: 1,5 метра. Вес: 46,7 кг. Привезен из поймы реки Касаи (Конго) доктором Сэмюэлем Вернером. Демонстрируется ежедневно в течение сентября».

Таким образом последователи Дарвина не просто выясняли, кто человек, а кто нет. Они пытались определить, кто является человеком в большей степени. Не буду судить вдохновителей  и исполнителей этого проекта. Полагаю, на небесах им уже предъявлен за это отдельный счет, но именно в те времена  в естествознании активно начала обсуждаться концепция «выживания наиболее приспособленных», что и привело в конце концов к «цивилизованной дикости».

Повторюсь, сам Чарльз Дарвин здесь как бы и ни при чем, потому что перед смертью покаялся и за разъяснениями всех своих теорий отправил последователей к Создателю. Но они, не мудрствуя лукаво, заявили, что чернокожие произошли от горилл, белые – от шимпанзе, а восточные народы - от орангутанов. Можно предположить, что именно тогда и родилась теория расового превосходства, которая быстро нашла благодатную почву в государственной политике многих стран (вспомним хотя бы нацистов).

mil5

Охотники и собиратели

Пигмеи испокон веков жили в лесах. Первоначально исследователи писали о них как о существах якобы близких к приматам, потому что у них не было домашних животных и они не занимались сельским хозяйством. Но в то же время появляются данные об их ловкости и уникальном знании леса.  Они ловили мелких антилоп сетями, сплетенными из длинных лиан, а тонкими стрелами могли перебить сухожилия слона, после чего обездвиженный великан становился легкой добычей. После такой удачной охоты племя на долгое время было обеспечено мясом. Они искали дикий мед, собирали травы и съедобные коренья и никогда ни с кем не воевали.

У них не было религии в нашем понимании этого слова, они не почитали идолов и божков...

Люди как люди

Машина остановилась в каком-то небольшом селении. Я посмотрел на часы: мы ехали от Гомо полтора часа, значит, пигмеи живут примерно в ста километрах от города.

Моросил дождь. Я предварительно замотал камеру в полиэтиленовую пленку и пошел за проводником по имени Би, что можно перевести на русский как «друг».

Я шел за ним и, глядя на его маленькую хрупкую фигуру, почему-то вспомнил печальное окончание той истории про пигмея Ота Бенге, которого добрые цивилизованные люди несколько лет держали в клетке зоопарка.  Когда какие-то здравые умы все же доказали, что пигмеи – это люди, а не животные, бедолагу из клетки выпустили, но он продолжал жить в зоопарке. Но однажды,  не выдержав насмешек и издевок  посетителей,  он выкрал у кого-то пистолет и застрелился. Разве может застрелиться животное от издевательского отношения людей? А звали его тоже Би (полностью Бенге), как и нашего проводника, что тоже означало «друг».

Минут через десять мы пришли в поселок, который насчитывал около десятка легких домов. Людей возле них не было. Жилища представляли собой строения из толстых стеблей бамбука, обмазанных глиной и покрытых соломой или листьями ложных бананов. Рассказывают, что если  племя решает сменить место нахождения, эти дома очень быстро разбираются и переносятся.

mil2

Между тем наш проводник сообщил, что идет к вождю,  заглянул в один из домов и вскоре вышел оттуда с грустным и маленьким, от силы 1 м 40 см, старичком в грязной порванной одежде.

- Это вождь? - засомневались мы.

- Нет, это его отец, мой дедушка, - сказал Би. – Вождь уехал в Гомо покупать мобильный телефон. Но все вопросы в его отсутствие решает его отец.

Догадавшись, что речь идет о нем, старик распрямил ссутулившуюся спину, отчего, казалось, стал даже выше ростом.

Он обернулся  в сторону деревни, что-то прокричал, и тотчас дворик, на котором мы стояли, наполнился людьми. Я поначалу и не понял, в чем их отличие от многих представителей  других племен, которые живут в округе. Ну разве что маленького роста, до полутора метров, не выше. У них светло-коричневая кожа, тонкие губы и абсолютно не негроидный нос. Словом, люди как люди.

Жители пигмейской деревни обступили нас со всех сторон и выжидающе рассматривали. Мы достали свой стратегический запас: несколько десятков игрушек и пару килограммов конфет. Тут же и дети, и взрослые окружили их плотным кольцом в надежде заполучить хоть что-то в качестве подарка от музунгу.

Я с интересом разглядывал людей. Взрослые женщины, подростки и дети были либо одеты в старые трикотажные майки и какие-то кофты, либо обмотаны яркими разноцветными полотнами с оригинальными конголезскими орнаментами. Большинство из них босыми ногами топтали грязную землю, и лишь некоторые, видимо, самые состоятельные, были в сланцах.

Разобрав подарки, пигмеи, очевидно, решив отблагодарить нас, затеяли какой-то хороводный танец с песнопениями. В качестве музыкальных инструментов они использовали один небольшой барабан (больше, похоже, не было) и несколько перевернутых пластиковых канистр, по которым девушки племени старательно били деревянными палками.

Тут я заметил, что за всем этим действом наблюдает еще один человек – седобородый старец.

Тоже небольшого роста, он стоял поодаль от всех, подняв на голову рваную куртку, таким образом пытаясь спастись от дождя, который так и не прекратился. Скрестив на груди кисти рук, он, как мне показалось, с тревогой  смотрел на своих соплеменников.

mil3

Дух не отвернулся

Я очень осторожно подошел к нему и встал рядом,  делая вид, что не обращаю на него никакого внимания. На самом же деле он для меня в тот момент был наиболее интересен. Очень хотелось спросить: "В какого Бога вы верите? Почему в деревне нигде нет языческих божков или хотя бы ритуальных рисунков? В чем загадка  вашего народа, неразгаданная цивилизацией?"

И тут старик, не отрывая глаз от танцующих соплеменников, начал говорить  сам:

- Наши народы испокон веков верили Духу Леса, верят ему и до сих пор. Он никогда не требовал от нас жертвоприношений за свое покровительство. Когда мы ушли из леса, Дух не отвернулся от нас, как и мы не отвернулись от него. Он по-прежнему учит нас самих делать каждый свой день удачным и счастливым. 

Я молчал, пытаясь осознать услышанное мною. А старик продолжал говорить, не глядя на меня:

- Когда мы вышли из леса и стали жить рядом с другими племенами, многие перестали считать нас полулюдьми-полуобезьянами. Ведь еще не так давно были случаи, когда на нас в прямом смысле слова охотились, как на антилоп, и.., - старик сделал паузу, - ...и ели. Причем охотники не считали себя каннибалами. Сейчас пигмеи стали немного дольше жить: кто-то уже доживает и до 40 лет, а еще три десятилетия назад все умирали, не дожив до 25. Так природа распорядилась...

Не выдержав шокирующих подробностей, я спросил у старика, которому на вид было ну никак не меньше 60:

- А вам-то самому сколько лет?

Старик впервые за время диалога посмотрел на меня и ответил:

- Я самый старый среди них. Мне 37.

Он внимательно смотрел на меня прозрачными, почти бесцветными глазами,  хмуря седые брови: кажется, проверял, верю я ему или нет.

Верилось с трудом. Чтобы хоть как-то сменить тему разговора, я спросил:

- А вы знаете историю про Оте Бенге?

Человек нахмурился пуще прежнего и ответил:

- Мы никогда не припоминаем людям то, что когда-то им уже простили. А теперь иди, музунгу, покажи моим, как надо играть на барабане – ты  же умеешь. И потанцуй с девчонками, посмотри, как они смотрят на тебя. Тебе сколько лет, музунгу?

Я честно ответил:

- 55.

-  Молодой еще, - сказал мой собеседник, улыбнулся и исчез в толпе соплеменников.

mil

* * *

Мы еще некоторое время побыли среди пигмеев, я показал им несколько барабанных ритмов, мы танцевали у костра и пили травяной чай из консервных банок, приспособленных под кружки. Потом долго прощались. Какой-то мальчишка забрался ко мне на руки, обнял так, как могут обнимать только дети, и с высоты уже моего роста оглядывал собратьев: смотрите, мол, какой я большой!

Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как заставить себя работать после отпуска?
  2. На каком расстоянии камеры фотофиксации видят нарушения?
  3. Что такое «барическая пила»?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by