Владимир Гаврилов 0 9340

Ложь во благо. Когда машина нам врет?

Неверные показания приборов призваны обезопасить эксплуатацию автомобиля. Однако искаженные данные уже вызвали ряд скандалов среди перевозчиков грузов.

Автомобиль нашпигован различными техническими системами. Часть из них отвечает за безопасность и информирует водителя о поведении машины на дороге. Однако не всегда эта информация правдива. Порой в блоке управления автомобиля есть программные закладки, искажающие реальную картину. С какой целью это делается?

Спидометр 

Больше всего в автомобиле врет спидометр. Правда, делает он это не из-за неисправностей, а намеренно. Неверные показания прибора — это требования действующих ГОСТов. 

Согласно техническим международным регламентам ЕЭК ООН № 39 во время движения автомобиля в целях безопасности спидометры не могут занижать свои показания. Поэтому производители стараются настроить их с завышением на величину чуть большую, чем погрешность измерений. Средняя погрешность спидометра колеблется в районе 5-10%, то есть в зависимости от условий движения прибор ошибается примерно на 6-7 км/ч. В соответствии с ГОСТ Р 41.39-99 спидометр может ошибаться только в сторону завышения. 

Поэтому с учетом внутренних технических требований автопроизводители настраивают спидометры на работу с запасом в 5-10% в сторону завышения, чтобы не нарушить закон. К примеру, если автомобиль движется с реальной скоростью в 100 км/ч, то спидометр может показывать около 105-107 км/ч. Реальную скорость автомобиля можно узнать, воспользовавшись спутниковым навигатором, который измеряет передвижение транспортного средства, опираясь не на данные о вращении колес, а на информацию космических спутников. 

Одометр 

Помимо спидометра, искажает реальную картину передвижения одометр. Этот прибор показывает пробег автомобиля. Он может быть механическим или электронным, однако его погрешность измерений в обоих случаях одинаково колеблется в районе 5-15%. Такая большая величина искажений вызвана не конструкцией счетчика, не требованиями ГОСТа, а особенностями считывания километража пробега. 

Одометры получают информацию от электронного измерителя скорости, расположенного в коробке передач и высчитывающего частоту вращения выходного вала. Информация сверяется со скоростью машины и частотой вращения колес от АБС, и скорректированные данные поступают в бортовой компьютер. Электронная система в этих действиях почти не ошибается, но она может получать уже искаженные данные. 

К примеру, внести ошибки в исчисления может изменившийся радиус колеса. Понизившееся давление в шине или стертый протектор могут снизить его размер более чем на 1 см, что при увеличившейся частоте вращения дает прибавку в пробеге примерно в 2 км на стокилометровом участке дороги. 

Кроме того, на изменение радиуса шин влияет загрузка машины. Под большим весом колеса проминаются, и одометр прибавляет километраж в показаниях. Если же на машине стоят изношенные нештатные покрышки, а асфальт покрыт волнами или поверхность дороги заснежена, то ошибка в показаниях одометра может достигать и 15 км со стокилометрового участка пути. 

Способность одометров к завышению реального пробега уже вызвала ряд серьезных скандалов с участием фирм-перевозчиков грузов. Государственное налогообложение с внедрением системы дистанционного контроля за передвижением грузовиков «ПЛАТОН» исходит из пробега автомобиля. Контроль ведется через спутниковые системы с использованием ГЛОНАСС-меток, погрешность которых в вычислении пути составляет 1,5 км со стокилометрового участка. Неудивительно, что их показания и данные с автомобильных одометров расходятся между собой, из чего контролирующие органы делали заключения о каких-то намеренных противоправных действиях водителей. 

Начинались разбирательства, скандалы, суды. А по факту оказывалось, что одометры и спидометры давали ложную информацию. 

Топливомер 

Неверные данные приходят и от других систем автомобиля, в том числе и от топливомера. Датчики в бензобаке помогают бортовому компьютеру рассчитать дальность пробега, то есть остаток пути до следующего посещения заправочной станции. Между тем датчики не учитывают конструктивных особенностей машины. Кроме того, в бак обычно заливается гораздо больше горючего, чем указывается в паспортных данных на автомобиль. Около 10% находится в топливных магистралях и в заливной горловине. Поэтому автомобиль имеет неучтенный запас горючего, позволяющий двигаться даже после обнуления показаний прибора. 

Неверно высчитывается и расход топлива бортовым компьютером, потому что на итоговые значения запаса хода влияют проскальзывания колес при колебаниях автомобиля на неровной дороге, а также особенности вождения водителя и множество других факторов. 

Так что даже самый точный топливомер может ошибаться. При полном нуле на топливомере в баке машины еще остается немного бензина, чтобы докатиться неспешным ходом до ближайшей заправки. 

Исходя из большой погрешности измерений электронный топливомер после зажигания желтой лампочки резерва зачастую выключается и перестает показывать точное расстояние до полной остановки. Сделано это, чтобы не обманывать водителя и предоставить ему право самому решать, когда заехать на АЗС.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как отказаться от спонтанных покупок?
  2. Какие сейчас ставки по вкладам в рублях и долларах?
  3. Как уберечь свой велосипед от кражи?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by