0 5368

«Ночью сожгли Пугачёву». Как в Афганистане выживали те, кто нам верил

Их допрашивали с пристрастием, ели ли они в Москве свинину, конфисковали видеокассеты с «греховным кино», некоторым пришлось закапывать книги Пушкина, другим – пойти служить к талибам.

К настоящему моменту 90% русскоязычных граждан Афганистана бежали из страны.
К настоящему моменту 90% русскоязычных граждан Афганистана бежали из страны. © / АиФ

«АиФ» продолжает серию репортажей из Афганистана, посвящённую 30-летию вывода советских войск из страны.

60-летний Абдулла Сахиб говорит: ему стало плохо сразу, едва «шурави» покинули Афганистан. «Я не мог жить без вашей сгущёнки, а она пропала из продажи». Тогда Абдулле исполнилось всего 30, и он работал учителем русского языка в университете Кабула. «Сначала настроение было бравурным, – вспоминает он. – Все говорили: ничего, справимся и без русских, самолёты есть, танки есть. А потом бац – и 28 апреля 1992 года моджахеды занимают столицу. Жена развела в мусорном ведре костёр, всю ночь жгла пластинки с Пугачёвой, кассеты с фильмами «Москва слезам не верит», «Вокзал для двоих», мои документы об учёбе в Совет­ском Союзе. Я говорю: какая разница? Соседи всё про нас знают, хоть Пугачёву-то отдай! А она: лучше, чтобы доказательств не осталось». Сахиба уволили с работы, как и многих получивших образование в СССР учителей, врачей и чиновников, но… через месяц их попросили вернуться. Выяснилось, что своих специалистов у повстанцев в нужных областях нет, пришлось обращаться к сотрудникам, служившим у «неверных». Всего в вузах Советского Союза учились 100 тыс. афганцев, несколько тысяч советских женщин вышли замуж за граждан Афганистана и переехали в Кабул и Герат. Как этим людям жилось после ухода армии СССР 15 февраля 1989 года, узнавал  обозреватель «АиФ».

«Я по Москве скучаю»

Хабибулла Галяни – бывший хирург госпиталя Кабула, сидя рядом со мной в дешёвой шашлычной, грустно улыбается: «Моджахеды часто ходили по квартирам выпускников советских вузов – в основном по причине доносов «доброжелателей». Смотрели холодильники. У кого находили алкоголь – избивали до полусмерти. Нам назначили нового главного врача – фельдшера из боевиков, еле-еле умевшего делать перевязки. Он вызывает меня в кабинет, говорит: «Ты, когда учился в Москве, свинину, небось, ел?» Я твёрдо отвечаю: «Нет». – «А водку пил?» Отрицательно головой мотаю, сердце холодеет. Он вздыхает: «Жаль. Давно хочу русскую водку попробовать и понять, почему «неверные» так хорошо воевали».

Вторая волна обысков пришлась на 1996 год, время власти талибов. Патрули исламистов в определённое время суток вламывались в жилища «советских» афганцев и проверяли, молятся те или нет. Если не молились – били палками. Рылись в видеокассетах, искали любые фильмы с «обнажёнкой». У моего друга забрали спрятанный в туалете советский фильм «Экипаж». Когда он стал возмущаться, один «борец за чистоту веры» сказал на чистейшем русском: «Я посмотрю и верну… Слушай, не один ты по Москве скучаешь!» Всем выпускникам советских вузов дружно пришлось отпустить окладистые бороды – во-первых, так лучше для конспирации, а во-вторых, этого требовал от мужчин талибан* (Организация запрещена в РФ). Некоторые пошли к исламистам на службу, оправдываясь тем, что надо кормить семью. Сотрудник афганского МИДа рассказал мне, как 2001 году в афганском посольстве в Пакистане побывал российский чиновник – по поводу въезда в Афганистан. Ему грубо отказали, и тот, покидая комнату переговоров, буркнул сквозь зубы: «Козлы бородатые!» В ответ из другого угла комнаты, аналогично на великом и могучем, донеслась фраза: «Да сам ты козёл!»

Хотел обмануть и умер

– Мне запомнились люди, которые, услышав о предстоящем выводе советских войск, тихо злорадствовали: о, теперь Афганистан славно заживёт без «неверных», – усмехается инженер Эрна Петровна Баум – уроженка Ленинграда, вышедшая замуж за афганца и переехавшая в Кабул ещё в семидесятые. – Я уехала в 1989 году вместе с нашей армией, ибо понимала: ничего хорошего тут потом не случится. Отдельные афганцы, раньше славившие СССР, теперь всячески показывали своё пренебрежение к нам. Зато, вернувшись в республику через 13 лет, я застала полнейшую ностальгию по «совет­ским временам». Мне наперебой говорили, как распрекрасно жилось при «шурави», это был буквально золотой век для государства. Словно в пословице: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Между прочим, десятки наших женщин из СССР вместе со своими афганскими мужьями прожили тут пять лет под гнётом талибов. Трудно поверить – никого из них исламские фанатики не тронули.   

Удивительно, но это так. Талибан считал: жена принадлежит только своему мужу, тем более если она приняла ислам, и государственные работники не должны вмешиваться в дела семьи. Но, разумеется, гражданки Советского Союза в Афганистане не чувст­вовали себя в безопасности. У пожилой женщины (уроженки Хабаровска) скончался супруг, а их дети жили за пределами республики. По правилам режима талибов, женщина не имела права выйти из своего дома без сопровождения лица мужского пола – отца, брата или мужа. Таким образом, хабаровчанке пришлось бы умереть с голоду. Её спасли сердобольные соседи-афганцы, ежедневно ходившие на базар за продуктами. Некоторым вдовам позднее пришлось пережить и споры по поводу их имущества. Как сообщила Эрна Баум, бывший сосед занял квартиру в Кабуле, которая принадлежала её покойному мужу, сообщив, что тот якобы подарил ему жильё. И хотя документов насчёт дарения не было, шариатский суд начал рассматривать дело – в Афганистане такое возможно. От соседа потребовали клятвы на Коране. Тот горячо поклялся, а придя домой, умер от инфаркта. Судья счёл это карой божьей и вернул квартиру Эрне Петровне. 

«Закопал Лермонтова»

«Я вообще служил в силовых структурах, меня должны были расстрелять без вопросов, – говорит бывший лейтенант ХАД (афганского КГБ) Аманулла Саид. – Но, к счастью, архивы сожгли, и душманам не удалось узнать моё имя. Отпустил бороду, пошёл работать в ювелирную лавку в Кабуле. Однажды вечером вдруг являются ко мне боевики, стали книги смотреть. А там Пушкин стоит, Лермонтов, Тургенев… Думаю: ну сейчас увидят и зарежут. Они не заметили. Я собрал все книги, завернул в газеты, положил в металлическую коробку и зарыл во дворе. Откопал, когда талибов прогнали. Смотрю – о Аллах, всё цело. Сейчас я своим детям Пушкина в оригинале читаю – надеюсь, когда они вырастут, уедут в Россию». В настоящий момент, как предполагается, более 90% русскоязычных граждан Афганистана, включая и советских жён афганцев, бежали из страны. Они жили и при моджахедах, и даже при дичайшем, средневековом талибане – но при проамериканской власти им стало совсем плохо. Тем не менее, услышав русский язык, на улице в Кабуле ко мне подходили люди, на «великом и могучем» спрашивавшие, не нужен ли переводчик, не могут ли они как-то помочь. «У меня одна мечта, – сказал учившийся на хирурга в СССР Ильяс Ахмад, – перебраться с женой в Россию. К сожалению, Афганистан при американцах не ждёт ничего хорошего».

Основное, пожалуй, – эти люди смогли выжить во время прихода врагов, «переждать» власть талибов и не забыть русский язык, которому они учат своих детей и внуков. Мы поступили неправильно, не оказав тогда помощь афганцам, поддерживающим Советский Союз, и оставив там наших гражданок, бросив их на произвол судьбы. Я очень надеюсь, что такая ситуация больше нигде и никогда не повторится.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как заставить себя работать после отпуска?
  2. На каком расстоянии камеры фотофиксации видят нарушения?
  3. Что такое «барическая пила»?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by