Георгий Зотов 0 8936

В Индии билет на самолёт стоит копейки. Почему же у нас летать так дорого?

Обозреватель «АиФ» слетал в разные индийские города местными бюджетными авиакомпаниями за совершенно смешные деньги и реально удивился: отчего наш воздушный бизнес только и думает, как бы сильнее «ободрать» пассажиров?

Пассажиры компании Air India.
Пассажиры компании Air India. © / shutterstock.com

Аэропорт в Дели огромный, и туда рекомендуется приезжать заранее, иначе легко заблудиться. Я еле нахожу свои ворота на посадку. Лечу на север Индии, в Амритсар, «бюджетной» компанией Indigo. Время в пути — час, стоимость полёта — 1 750 рупий, то есть всего… 25 долларов. Я купил билет не по акции, за обычную цену, за 2 недели до рейса. Брать за 2-3 месяца ещё выгоднее, тогда можно улететь и за двадцатку. Багаж, если сумка весит до 15 кг, бесплатный, что просто нонсенс для отечественных авиаперевозчиков. У нас за такую услугу раскошеливаешься дополнительно: лоукостеры берут от 15 до 20 долларов (в зависимости от веса), крупные авиакомпании — и вовсе 30 долларов за чемодан. Самолёт комфортабельный, вылетаем вовремя. В коротком полёте предлагают приобрести завтрак с напитком: всего 100 индийских рупий (1,5 доллара). У нас же цены на еду на борту соревнуются с меню хорошего ресторана. Интересно, почему в нашем государстве и авиабилеты, и сопутствующие услуги в полётах внутри страны стоят как рейс космического корабля?

Аэропорт Дели.
Аэропорт Дели. Фото: Shutterstock.com

Перевозки на пиве

Я могу предполагать, что основная проблема в отсутствии конкуренции, — считает экономист Ашока Брамапутра из Дели. Скажем, в Индии есть пять низкобюджетных авиакомпаний, и наш основной перевозчик Air India с ними постоянно конкурирует, предлагая даже более дешёвые тарифы, чем можно себе представить. Иначе не выжить: все люди тогда полетят на лоукостерах, зачем им нужна громоздкая государственная контора? Кто-то сходит с дистанции: например, в 2012 году разорилась авиакомпания Kingfisher (её основал местный пивной завод (!)), а совсем недавно закрылась  Jet Airways. Но на их место рвутся новые участники рынка авиаперевозок. Пассажир должен иметь выбор, а у вас, как я понимаю, его в данный момент нет.

Полтора бакса за обед на борту

В другой индийский город — Варанаси — я направляюсь с помощью Air India. Лететь 1 час 15 минут, цена билета чуть побольше — 25 долларов, — но при этом разрешено бесплатно сдать багаж на 25 (!) кг, а в полёте дают бутылочку воды, сок и довольно скромный, но всё же бутерброд с сыром.

Государственный перевозчик активно продвигает себя, в рекламе говорится, что он лучше лоукостеров, ведь цены на билеты почти такие же, можно везти тяжёлую сумку, да ещё и слегка покормят. Две другие индийские бюджетные компании — GoAir и Spicejet — аналогично включают в стоимость билета бесплатный багаж в 15 кг. Вот за пять лишних кило придётся доплатить примерно 25 долларов… Но, как горестно сказали мне в Spicejet, «мало кто доплачивает». Да, логично. Ведь 15 кг — это не рюкзачок за плечами, можно и личные вещи привезти, и гостинцы родственникам. Периодически у лоукостеров бывают распродажи, когда легко улететь из Дели в Мумбай (примерно как из Москвы в Петербург) за 110 рупий (это меньше 2 долларов!). В чём тут тогда вопрос? Как же эти авиакомпании вообще окупаются, да ещё и зарабатывают деньги? Может быть, в Индии топливо дешёвое?

Самолет компании Air India.
Самолет компании Air India. Фото: Shutterstock.com

Бедные пассажиры лучше?

А вот ничего подобного. Индия обеспечивает себя нефтью лишь на 30% из собственных месторождений, остальное вынуждена закупать у иностранных поставщиков (в основном арабских). В отличие, к примеру, от России, являющейся крупным добытчиком и экспортёром нефти. Поэтому бензин на индийских АЗС стоит 72 рупии (грубо говоря, доллар) за литр, авиационный керосин (именно его заливают в баки самолётов) существенно дороже, чем в РФ. Объяснение прибыли простое: летают в основном самолёты огромного размера, с приличным количеством пассажиров, запускается больше рейсов каждый день, поэтому низкие цены вполне себя оправдывают. Я был в командировке в Индии до этого два года назад: удивительно, но билеты не подорожали. Их стоимость не растёт ввиду конкуренции и отчаянной борьбы авиакомпаний за каждого пассажира. Правда, я уже знаю, что скажут на такую отповедь наши перевозчики. Мол, Индия — страна до крайности бедная, поэтому и цена местных перелётов — полная ерунда.

Пассажиры компании GoAir.
Пассажиры компании GoAir. Фото: Shutterstock.com

Слетать почти задаром

Экономика Индии растёт на 6-7% в год, но большинство людей там действительно весьма небогаты. Минимальная зарплата у индийцев — 5340 рупий в месяц, то есть 75 долларов. Кроме того, надо понимать, что индийские авиакомпании перевозят не всё население страны поголовно, а скорее заняты «средним классом»: 12-15% населения, примерно 200 миллионов человек, то есть даже больше, чем живёт во всех странах СНГ. Стало быть, вопрос не в бедности, а в том, что в Индии авиабизнес умеет лучше работать с потребителем. Конкретно по этой причине в республике развит внутренний туризм: люди охотно путешествуют, у главных достопримечательностей всегда полным-полно индийцев. Летать-то везде дёшево.

…У нас довольно часто с умным видом рассуждают на тему подъёма отечественного туризма, однако воз и ныне там. Опыт Индии с лоукостерами, несомненно, весьма интересен. Было бы хорошо, если бы к нему присмотрелись у нас.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Можно оставлять яблоки гнить на земле, как удобрения?
  2. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  3. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by